Экипаж лунохода 40 лет спустя

Сюжет телестудии РОСКОСМОСА «Секретные водители «неземной техники»». Снят в Школьном в начале апреля 2008 года. Сюжет вышел в эфир 19 апреля 2008 года. Открытым остается вопрос «в каком музее был снят макет шасси лунохода?».

Через 40 лет они вновь собрались вместе. Их уже не 14, но, как и тогда, они — единственный секретный отряд водителей неземной техники:

-Вот она, техника космическая на грани фантастики.

Как только на листах ватмана появились первые контуры будущей лунной машины, сразу же началось строительство лунодрома. Место выбрали в 20 километрах от Симферополя в поселке Школьное. Задача была поставлена построить на Земле копию лунной поверхности с кратерами, камнями и даже лунной пылью.

Вспоминает водитель лунохода Владислав Довгань:

— Сначала убрали растительный слой, затем выкопали в определенных местах ямы, потом их назвали кратерами, все было уложено крымским ракушечником. Нужно было, чтобы этот камень мог быть преодолен «технологическим образцом».

Пейзаж лунодрома создавался по настоящим панорамам, переданным автоматическими станциями «Луна-9» и «Луна-13».

На лунодроме, предстояло учиться вождению водителям луноходов.

— Окна зашторены. Мои бойцы несли кабель в 110 метров, и бойцы вручную там подкючали и луноход выводили сюда, они им управляли. И люди шутили: «На Луну тоже бойцов отправлять будете?».

Весной 1968-го года план лунодрома был готов, а уже в сентябре экипаж приступил к тренировкам по управлению технологическим образцом лунохода.

17 ноября 1970-го года Луноход оставил свои первые следы по Луне. Это мгновение экипаж запомнил навсегда. Геннадий Латыпов никогда раньше ничем не управлял. Даже на велосипеде мальчишкой не гонял. Весь отряд водителей лунохода так и подбирали — чтобы никто никогда не сидел за рулем. Так как дорогу, по которой придется вести транспортное средство, надо было не видеть, а представлять мысленно.

Водитель первого экипажа Геннадий Латыпов:

— Все команды выдавались вот этой ручкой, джойстиком, а вообще она была сделана под ручку самолета, как у пилотов.

Управление через телесигнал оказалось непростым: не хватало пространства, к которому так привыкли глаза. Все тело водителей было в датчиках. Каждую секунду снимались медицинские показатели состояния организма.

Вячеслав Довгань:

— За нами следила медицинская группа. Там была целая бригада медиков. Мы все были в датчиках. Если вдруг что-то не соответствовало, нас заменяли.

Это покажется фантастичным, но эти люди учились работать на опережение, фактически — в будущем. Сигнал идет до Луны несколько секунд, столько же — обратно. Плюс время, необходимое на преобразование сигнала внутри лунохода, который не прекращает движения.
Луноход-1 был рассчитан всего на два лунных дня активной жизни, по земным меркам — три месяца. Однако он путешествовал по Луне почти целый год — 322 дня. Луноход прошел 10,5 километра и передал на Землю 25 тысяч фотографий и 217 панорам лунной поверхности.

Реклама
Запись опубликована в рубрике История космонавтики с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Экипаж лунохода 40 лет спустя»

  1. Уведомление: Где хранится шасси лунохода? | Записки доброго волшебника

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s